Источник: газета «Городские известия»
Шум ветра и брызги в лицо, встречи с пиратами и захватывающие морские приключения… Такое бывает не только в романах. У президента федерации спортивного туризма области Евгения Горбатенко рассказов о странствиях под парусом хватит на толстую книгу. Откуда появилось это увлечение в сухопутном Курске, Евгений Викторович рассказал корреспонденту «ГИ».
– Отец любил повторять: человек должен научиться делать что-то своими
руками, тогда у него будет работать мозг, – вспоминает Евгений
Викторович.
Это и подтолкнуло будущего морского волка поступить в профучилище №1,
приобрести профессию слесаря-монтажника и… влюбиться в парусный спорт.
Нет, в училище не было специального кружка по мореходству, но русский
язык и литературу там преподавал талантливый и увлеченный человек
Александр Сапожков.
– Александр Моисеевич – уроженец Норильска, с детства занимался
парусным спортом и бороздил просторы Енисея. Поделился этим увлечением с
нами, – рассказывает Евгений Горбатенко. – Он научил создавать вещи
своими руками, и показал, как мечта становится реальностью. Под его
руководством прошло множество походов на парусных катамаранах, созданных
из ничего.
В советское время яхт-спорт считался буржуазным и неприемлемым. Поэтому
соответствующий инвентарь в СССР не продавали. В морских школах учили
профессиональных моряков. Вот и приходилось увлекающимся натурам
придумывать, из чего бы собрать разборное парусное судно, да так чтобы и
в рюкзаке поместилось.
– Использовали надувные резиновые поплавки, дюралевые трубы, –
вспоминает капитан. – Помогали знакомые, работавшие на заводах, –
доставали материалы, специальный клей, резину.
Не все было гладко. Первый катамаран, который ребята сделали вместе с
Александром Сапожковым, потерпел крушение на Азовском море.
– Не узнаешь, как будет работать судно, пока не поставишь на воду. Надо
пройти море испытаний, – утверждает Евгений Горбатенко.
Первые неудачи не сломили дух любителей водных путешествий. Вместе с
педагогом ребята продолжили строить катамараны, придумывать маршруты
походов. Путешествовали по Волге и Енисею, по морям – Белому, Черному и
Азовскому.
– Прошли по всем водоемам Советского Союза, участвовали в соревнованиях
по парусному туризму, – продолжает собеседник. – Первое путешествие по
Волге от Казани до Сызрани на тримаране и катамаране запомнилось на
долго. Оба судна сломались. Из двух сделали одно плавсредство. Это было
незабываемое приключение, которое позволило вкусить чувство свободы и
единения с природой.
Чуть позже Сапожков ушел в детский центр творчества, где вел кружки, в
том числе и морской тематики. На тот момент уже бывшие ученики, среди
которых был и Евгений, продолжили заниматься у Александра Моисеевича.
По морским законам
Евгений Горбатенко пробовал силы в разных областях. Но не изменил
любимому увлечению. Яхтинг дает почувствовать себя свободным от рамок и
условностей.
– По морским правилам яхта может зайти в любую страну, например,
заправиться. В России пока такого нет, – говорит капитан. – Можно
хранить на борту оружие. Потому что существует риск нападения пиратов.
Евгению Викторовичу, к счастью, не доводилось с ними встречаться. Как
утверждают моряки, сомалийские разбойники – цветочки по сравнению с теми
налетчиками, которые рыщут в прибрежных водах Филиппин.
По международным морским законам капитан корабля имеет право принимать
судьбоносные решения. Например, если судно в 100 милях от берега, он
вправе обвенчать влюбленных или принять нелегкое решение о захоронении
умершего человека. Эти факты заносят в судовой журнал. А выписка из него
считается полноценным документом.
Евгений Викторович может арендовать яхту и выйти с командой в открытое
море – у него права шкипера. В мире существуют две школы, где учатся
капитаны: американская и английская. Курянин получал права в первой и
без казуса не обошлось. Добыть заветный документ предстояло в парусной
гонке со спортсменами-международниками в Турции.
– В 9 утра должны были стартовать до острова Святого Николая. А тут
порвались сланцы. В обычной обуви ходить на яхте запрещено: подошва
должна быть белой и полиуретановой. Пошли на рынок в 8 утра. Присмотрел
туфли, но оказалось, что в наличии только одна. Пока искали вторую,
гонка началась. Повезло: настигли соперников при подходе к проливу между
островом и сушей. В итоге «сделали» этих мастеров и права получили.
Призраки Толбухинского маяка
Верите в призраков? Капитан Горбатенко не из робкого десятка. Но во
время питерского приключения курянин столкнулся с мистическим
проявлением сверхъестественных сил. В Санкт-Петербурге после
соревнований первого этапа Кубка России на катамаранах он вместе с
сыном отправился в путешествие по Финскому заливу.
– На воде во всей красоте перед путешественниками предстают форты –
оборонительные сооружения Петербурга, построенные в разное время для
защиты города с моря. Первый на отмели острова Котлин возвел еще Петр I,
с тех пор в гавани выросло большое количество батарей и фортов, –
рассказывает Евгений Горбатенко. – Температура воздуха была +35
градусов. Зашли в Зеленогорск. Пробыли там недолго и снова в путь. И
тут резко упала температура, начался шторм. Такой ветер налетел, что
пришлось опускать паруса. Двухметровые волны накрывали катамаран. К
счастью, поблизости оказался маяк.
Толбухинский маяк – один из старейших в России, построен по приказу
Петра I. Внесен в реестр объектов культурного наследия регионального
значения, а также вместе с фортами Кронштадта входит в список объектов
Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Первоначальное название маяка –
«Котлинский». В 1736 году его переименовали в честь полковника Федора
Толбухина – первого коменданта Кронштадта.
Смотритель маяка разрешил путникам остаться на два дня. Но предупредил: левую от лестницы дверь – не открывать…
– Не ходили туда, но слышали топот и странные звуки, – говорит Евгений
Горбатенко. – Может и послышалось, но репутация у этого места нехорошая:
один смотритель пропал без вести, другой повесился, третий утонул…
Это еще не самая страшная история, которую рассказал курский капитан.
Евгений Викторович и в штормы попадал, и тонул (два года назад на
Ладоге), и гигантских китов видел… Газеты на все приключения не
хватит!
А мечтает этот мужественный человек о создании школы, в которой будет
не только воплощать романтические стремления юных, но и растить
спортсменов, развивать парусный спорт, прославлять победами Курскую
область!
Автор: Екатерина ПРОЗОРОВА