Одно из самых ярких спортивных событий лета состоялось в минувшие выходные на Михайловском водохранилище в Копенках. Ветер хоть и дул с переменным успехом, но все-таки гонка получилась не штилевой, а зрелищной. Удалось провести четыре дистанции: две длинных и две коротких – в рамках чемпионатов Курской области и ЦФО.
Конечно, коронавирус внес коррективы в программу соревнований по спортивному туризму. Число участников ограничилось десятком, хотя обычно их более 15. В этот раз продемонстрировали мастерство яхтсмены из Курска, Курчатова, поселка Прямицыно. Не было на дистанциях явного фаворита – чемпиона прошлых сезонов Валерия Однодворцева. Но тем запутанней интрига. Азарта гонке придала и «молодая кровь» – в этом году впервые стартовали ученики школы парусного туризма региональной федерации.
На шаг ближе
Яркие паруса расцветили гладь водохранилища перед стартом. Последним на
построение прибыл катамаран с самой высокой мачтой. Это знакомый по
прошлому году Николай Поляков, который смастерил судно из
стройматериалов – бревен, пароизоляции и нескольких километров скотча. В
прошлом году хулиганы повредили плавучую конструкцию – на старт он так и
не вышел. В этом решил снова попытать счастье.
– Молодец парень, идет к мечте, – комментировали зрители на берегу. – Удачи ему!
Все усилия госпожи Удачи сводили на нет конструктивные особенности
судна: и самодельная оснастка, и тяжелая осадка, и слишком высокая мачта
– управлять сложнее. Но ведь главное – поймать ветер… Николай же поймал
буй. На старте не справился с управлением и отстал так, что даже не
попал в зачет.
– С самого начала взял неверный курс, видно, что новичок, – отметил
любитель парусного спорта Юрий, который болел за участников на берегу. –
Технику управления надо отрабатывать.
Не «замерзнуть» на дистанции!
Перед первым стартом порывы были такими, что один из спортсменов еле
удержал рвущийся вперед катамаран… Но потом ветер стих. И зрелищная
гонка превратилась скорее в шахматную партию на воде, где у каждого
игрока своя стратегия.
– Ни камыш не колышется, ни ряби на поверхности. Суда «замерзли», –
комментировал ситуацию Юрий. – Единственное, что остается – ждать ветер.
Причем любой: попутный или встречный, чтобы идти в противоход. У
каждого свои хитрости. Например, можно поймать боковой порыв, взять
больший радиус до буя и пройти расстояние длиннее, но со скоростью выше.
И даже если сильно отстал, шансы есть всегда, если поймать ветер.
Застывшей на несколько минут гонке придавали динамики активные зрители
на берегу. Болельщицы команды яхт-клуба «PaRUS» в соревнованиях хоть и
не участвовали, но водную гладь бороздили не раз. Карелия, Белое море,
Соловки… Там, конечно, условия поэкстремальней.
– Наши мужчины – опытные рулевые – в открытое море в плохую погоду не
пойдут. Когда на борту женщины и дети, никто не безумствует. А со
случайным порывом они легко справятся – у многих права международного
класса. Так что мы своим капитанам доверяем! – поделилась группа
поддержки.
От Горна до Доброй Надежды
Хотя, конечно, парусный спорт – это удел романтиков и экстремалов.
Например, нынешний победитель на двух длинных дистанциях Андрей Ельников
прошел под парусом около 7 тысяч миль.
– В прошлом году довелось участвовать в регате в Италии в качестве
матроса. Тогда стартовали 2 тысячи лодок, – рассказал яхтсмен на досуге,
а по роду службы – депутат Горсобрания. – Погода была примерно такой
же, только на море. Тогда-то капитан и научил премудростям тонкой
настройки парусов, когда шкоты нужно выпускать на каких-то 1-2
сантиметра.
Из словаря яхтсмена: шкоты – веревки, стаксель – маленький парус, грот – большой парус
– Самый экстремальный переход под парусом, который я совершил, – от мыса Горн до мыса Доброй Надежды через Южную Атлантику. Знал, что будет сложно, но не думал, что так. Мы стартовали в аргентинском городе Ушуая (по некоторым версиям это самый южный город планеты) и пошли в сторону Кейптауна. Помимо ветров, там еще и очень холодно, так как близко к Антарктиде, – рассказал Андрей Петрович. – Буквально на второй день начался плотный встречный ветер. После Фолклендских островов мы врубились в первый шторм, отказал двигатель, порвало штормовой парус. Два дня были в дрейфе. В какой-то момент даже подумал, что это последний день моей жизни. Через три дня попали в еще один шторм, но, уже починив паруса, прошли его без потерь. Во второй части Атлантики нам повезло, был штиль примерно как сегодня. И все же это были 28 дней напряженной тяжелой работы. И посреди океана не сойдешь.
Удача vs мастерство
В нынешнем чемпионате по ходу гонки лидеры менялись неоднократно. Порой
решающим становился порыв ветра. То попутный, то боковой, он кружил по
водной глади. И надеяться можно было только на мастерство. Его хватило
Александру Кнырику, чтобы финишировать первым на обеих коротких
дистанциях.
– Лет восемь назад друг Эдуард Мануйлов показал сначала, что такое
байдарки, а потом и парусный катамаран. В первом походе дул сильный
ветер и было страшно. Но постепенно на смену страху пришли
непередаваемые эмоции, – поделился победитель.
Подводя итог соревнованиям, президент Курской федерации спортивного
туризма Евгений Горбатенко отметил: во-первых, чемпионаты области и ЦФО
на парусных дистанциях завершились абсолютной победой курян, а
во-вторых, азарт будет расти, ведь теперь в соревнованиях участвуют и
ученики школы парусного туризма. А это мотивирует опытных спортсменов!
Автор: Валерия ЧЕРЕДНИКОВА.
Источник: газета «Городские известия» http://gi-kursk.ru/paper/4517/27201/